Доброго времени суток, дамы и господа! Мы с Вами не знакомы, но есть такое существо на дайри. Зовут ее Хэгги, по-русски Ведьма, и любит Ведьма смотреть тематическое кино….
Как-то к дневниковой годовщине пыталась я вспомнить, как же случилось, что я так конкретно залипла на тематическом кино. Пыталась вспомнить, какой фильм был первым
(ну не считая фильма «Это моя вечеринка», чудом заплывшего в отечественный телеэфир в лихие девяностые, и «Горбатой горы», но все это было ДО), или может сериал какой... Но нет, не помню…. В памяти всплывают несколько названий, стоящих у истоков сегодняшнего моего хобби, но никакой конкретики… Так что в этом плане никаких поворотных моментов не выявлено. Где-то там возникли в моей жизни
«Coronation Street» и
«Hollyoaks»,
«Убежище» и
«Queer As Folk» (сначала британские, а затем и американские),
«Последние дни» и
«Торчвуд», а затем многое и многое другое, раскрасившее мой досуг.
Поначалу было такое ощущение, что фильмов-то почти нет, находились они с трудом. Потом это заблуждение развеялось, и на смену пришла жестокая реальность – тематического кино очень и очень много, и не думаю, что есть человек, который способен посмотреть его все. Кстати, должна оговориться, я понятие «тематическое кино» понимаю достаточно широко и отношу к нему практически все, что содержит в себе «тематику»
(опуская, пожалуй, только фильмы, в которых гей мимо пробегал, да еще и на спринтерской скорости).
При всей сложности отношения общества к однополым связям, сегодня можно уже говорить о том, что у тематического кино есть своя история, и о том, что оно прошло определенный процесс развития. Так что для начала - немного истории.
читать дальшеОдно лирическое отступление и первая рекомендация. Если Вам интересно чуть более подробно посмотреть на эту самую историю, во всяком случае голливудскую, очень советую Вам посмотреть замечательный документальный фильм «Целлулоидный шкаф», снятый на основе книги историка кино, одного из создателей GLAAD (Альянс геев и лесбиянок против диффамации), Вито Руссо. Весьма познавательно.
Так вот, если заглянуть в Википедию, в список ЛГБТ кино, то первым там указан фильм 1895 года со ссылкой на Руссо, писавшего о том, что в нем присутствовал «гомосексуальный подтекст». Собственно говоря, вот он подтекст:
Да, гомосексуальные персонажи появлялись в кино чуть ли не с самого его возникновения, но какими они были - это уже другой вопрос.
Первоначально гей был только поводом посмеяться. Это персонаж несерьезный, манерный, комичный. Фактически о «полноценных» гомосексуальных персонажах не приходится говорить вплоть до 60-х годов, да и то, как упоминалось в том же фильме «Целлулоидный шкаф», если вы росли геем в 60-х, то все, что вы видели с экрана, - это то, что гомосексуальные люди исключительно несчастны, склонны к самоубийству, отчаялись, должны страдать и в конце концов погибнут.
Тут еще вот на что нужно обратить внимание - на взаимное влияние кино на человека и общества на кино. С одной стороны, мы, взрослея, начинаем себя осознавать в том числе и посредством образов, наблюдаемых в кино (естественно и в литературе, в личных примерах и т. д., но говорим мы все же о кино, а не о формировании личности). С другой стороны, кино, как своеобразное отражение реальности, показывает отношение общества, в данном случае к однополым отношениям.
Так что удивляться такой ситуации с гомосексуальными персонажами тоже не приходится. Вспомним хотя бы то, что, скажем, в Англии и Уэльсе гомосексуальные связи между мужчинами были уголовно наказуемы вплоть до 1967 года (в Шотландии и Северной Ирландии до 1981 и 1982 годов соответственно). А в США, например (что уж греха таить, большую часть кинематографического продукта мы получаем именно оттуда), с 1930 года действовал Motion Picture Production Code или Кодекс Хейза (по имени политика-республиканца Уильяма Харрисона Хейса, в 1922—1945 годах возглавлявшего Ассоциацию производителей и прокатчиков фильмов). Кодекс содержал в себе правила о том, что приемлемо, а что неприемлемо изображать в фильмах, производимых в Штатах. В «неприемлемое» включалось все, от позитивного изображения супружеской неверности до венерических заболеваний и сексуальных перверсий, к коим относили, естественно, и гомосексуализм. Упразднен кодекс был только в 1968 году.
Так о каком тематическом кино можно говорить?
Поэтому и кино с полноценными реалистичными гомосексуальными персонажами, фильмы, показывающие однополые отношения в позитивном ключе, вместо карикатурных неженок, депрессивных темных личностей (обоих полов) на грани самоубийства (в шестидесятые годы) или агрессивных психопатов (был и такой период), не говоря уже о показе интимных отношений на экране, могло появиться только с изменениями в обществе.
Этим самым поворотным моментом для общества (а по факту и для тематического кино) стали Стоунволлские бунты или «Стоунволлское восстание» — серия вооружённых конфликтов между геями, лесбиянками и полицией в Нью-Йорке в июне 1969 года. Этот первый случай активного массового сопротивления незаконным арестам считается точкой отсчёта начала современного мирового движения за ЛГБТ права. Это восстание нашло отклик по всему миру. (Как минимум вспомним, что главная ЛГБТ организация Англии также называется «Стоунволл»).
Соответственно только в конце 60-х, начале 70-х годов на экраны начали выходить фильмы, показывающие однополые отношения более или менее похожими на правду.
В 60-е было снято несколько тематических фильмов, включая «Полуночного ковбоя» Джона Шлезингера, единственный фильм категории Х, получивший Оскар в категории «лучший фильм».
После Стоунволлских бунтов дело пошло пободрее. В том числе стали появляться фильмы, не только предлагающие удобоваримые образы, но и показывающие мужскую сексуальность – наконец, геи на экране не только смешили, помирали мучительными смертями, но жили, строили отношения или, наоборот, не хотели их строить, и, удивительное дело, занимались сексом!
Середину восьмидесятых в Америке иногда называют «Золотым веком» для гей-кино. Тогда в американский прокат вышло больше, чем когда бы то ни было, тематических фильмов, причем содержащих сцены однополого секса. Многие из них были европейскими. Достаточно хотя бы вспомнить «Прощальные взгляды» (первая роль Стива Бушеми), номинированный на Оскар «Поцелуй женщины паука», «Моя прекрасная прачечная» с Дэниелем Дэй-Льюисом, или «Закон желания» Альмодовара. Это время, когда борьба, начавшаяся со Стоунволлских бунтов, начала приносить определенные результаты, а сообщество еще не в полной мере столкнулось с эпидемией СПИДА, ибо после этого тематическое кино вновь оказалось заперто в фестивальном мире.
Естественно, тематическое кино продолжали снимать, и год от года его становится все больше, но все оно со свистом пролетает мимо широкой публики. В начале 90-х вышли только два мэинстрим кинорелиза с гей-тематико,й и оба были связаны со СПИДом: «Давний друг»(1990) и «Филадельфия» (1993).
Да и вообще, СПИД - центральная тема тематического кино середины 80-х первой половины 90-х.
Во второй половине девяностых все стало немного повеселее. И количество снятых фильмов значительно больше, и разнообразие начинает наблюдаться. «Лучше не бывает», «Полное затмение», «Мальчики не плачут» или какой-нибудь «Вонгу Фу, с благодарностью за все! Джули Ньюмар» определенно малоизвестными инди-фильмами назвать сложно. Ну и количество последних конечно тоже росло.
Не знаю, назовут ли когда-нибудь прошлое десятилетие расцветом тематического кино, так же как не уверена и в том, что такое определение вообще справедливо (великое, как известно, видится на расстоянии), но разница определенно чувствуется. Тематического кино в разы больше, и оно ощутимо разнообразнее. Расширяется и его география, и темы, и жанры. На сегодняшний день в тематике есть все: комедии и триллеры, мелодрамы и детективы, и даже пародии с ужастиками. Если при просмотре кино 80-х, 90-х складывается ощущение, что у тематического кино есть всего пара тем для описания, оно клишировано, предлагает схожие образы и ситуации (однако и в те годы были сняты фильмы, которые если и не шедевры, но близки к этому статусу), то в фильмах, снимаемых в последние годы, все чаше находятся те, что выбиваются из этого «тематического замкнутого круга» из СПИДА, камин-аута, суицида, тяжелой жизни хастлера и непонимания общества. Хотя это, может быть, всего лишь мое субъективное впечатление, ибо насмотревшись «классической» тематики, на нетипичную тематику я кидаюсь с голодным взглядом.
Изменение отношения к изображению однополых отношений заметно и по телевидению. Достаточно просто присмотреться к современным сериалам. Ежедневные мыльные сериалы все чаще включают постоянные тематические сюжетные линии. Прайм тайм сериалы тем более не обходят тематику стороной. Пусть это не QAF, пусть они лишь отчасти или эпизодически обращаются к вопросам однополой любви или ЛГБТ прав, однако это уже не только не запретная тема, но чуть ли не обязательный номер программы, что не может не радовать.
Если подвести черту под всем вышеизложенном сумбуром, то итог таков: мы имеем огромное количество фильмов, содержащих в себе гей-тематику, всех размеров, цветов, жанров, смешных и грустных, качественных и не очень, умных и нет, талантливо сыгранных и сыгранных кружком театральной самодеятельности. И есть среди них те, на которые с моей субъективной точки зрения, стоит потратить свое время. Так что ждите каждую среду рассказ об одном из них.
С уважением, Ведьма.
Спасибо Вам за написанную статью.
Весьма увлекательно/познавательно.
С нетерпением жду рассказов.
Я получила огромное удовольствие от прочтения статьи. Спасибо большое!
У меня вопрос возник, простое любопытство: сколько тематических фильмов Вы посмотрели, хоть приблизительно? И как давно "Тематическое кино" стало Вашим хобби?
Каждую среду буду ждать ваших обзоров
Рада, что Вам было интересно, надеюсь я Вас не разочарую.
Rai_grass
Уф, начиналось все наверно года 2-2,5 назад, года 1,5 я о тематическом кино пишу. Сколько? В какой-то момент я еще пыталась отслеживать, потом плюнула.))) Четкому подсчету поддаются разве что мои отзывы, их у меня около сотни.)))
А я вспоминаю "Давнего друга", который тоже чудом заплыл в отечественный эфир - его точно показывали по одному из центральных каналов, правда, поздно ночью, но я точно помню, что я тогда еще в школе учился, то есть, это были 1991-1993 года, что-то такое. И "Прощальную вечеринку" я помню, ее вроде по ТВ-6 показывали.
Удивительно, как такие фильмы показывали (интересно, за это никого не уволили?)
А я вспоминаю "Давнего друга", который тоже чудом заплыл в отечественный эфир - его точно показывали по одному из центральных каналов, правда, поздно ночью, но я точно помню, что я тогда еще в школе учился, то есть, это были 1991-1993 года, что-то такое. И "Прощальную вечеринку" я помню, ее вроде по ТВ-6 показывали.
Удивительно, как такие фильмы показывали (интересно, за это никого не уволили?)
reda_79 Спасибо, дорогая.))) Но ты ведь и так меня постоянно читаешь.
~Москвичка~ Чувствую себя просветителем!
Andrew_Clean Ну я чуть помладше, поэтому тогда еще не смотрела ТВ по ночам.))) А Вечеринка это уже 96-й, умудрилась посмотреть. Тем более, что очень люблю Робертса.
Это благородная миссия)))
Серьезно, я года полтора назад, до того, как случайно наткнулась на твой дневник, была уверена, что тематических фильмов всего штук пять-шесть есть, ну там Горбатая гора, Полное затмение, Закон желания и еще парочка попроще
~Москвичка~ Хи, вот я когда-то пребыла в таком же заблуждении.)))) Вот кстати, никак у меня в голове не укладывается, что "Марафонца", "Полуночного ковбоя" и "Лучшего друга" снял один и тот же режиссер....
А Марафонец это тоже тематический фильм?
По поводу "Давнего друга". Посмотри, конечно, там очень симпатичные герои на мой взгляд, но первоначальная мелодрама оборачивается социалкой. Он про СПИД.
Да я и не думала, что только)))) Просто ты упомянула этот фильм вроде как в контексте тематического кино.
Сразу что-то руки опустились такой объем лопатить ))))))
vitman78 Угу, для этого есть такие сумасшедшие как я.